ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ

Лишь одно Евангелие истинно 

-1- Павел Апостол, пришедший не от людей и не через какого-либо человека, но через Иисуса Христа, через Бога Отца, Кто воскресил Его из мёртвых, 2 обращается с письмом от себя и от всех братьев, что со мною, к церквам галатийским. 3 Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. 4 Он пожертвовал Собой за грехи наши, чтобы избавить нас от злого мира, в котором мы живём. Этого возжелал Бог, Отец наш. 5 Слава Ему во веки веков. Аминь. 6 Я удивлён, что вы так быстро отвернулись от Него, призвавшего вас благодатью Христовой, и обратились к иному благовестию, 7 которое на самом деле вовсе не иное благовестие. Но некоторые смущают вас, пытаясь извратить благовестие Христово. 8 Но даже, если мы или посланец с небес станем проповедовать вам благовестие Божье, отличное от того, что мы благовествовали вам, то пусть будет тот проклят. 9 Мы говорили это раньше, и теперь я снова повторяю это: если кто станет благовествовать иное, чем то, что мы благовествовали вам, то пусть будет он проклят. 10 У людей ли я ищу одобрения или у Бога? Людям ли стараюсь угодить? Если бы я старался угодить людям, то не был бы слугой Христовым. 

Павел получил свою силу от Бога 

11 Братья, я хочу, чтобы вы знали, что Евангелие, которое я благовествовал, - послание не от людей, и я принял его не от людей, и не человек научил меня ему, 12 но Иисус Христос открыл его мне! 13 Вы слышали о моём прежнем образе жизни в иудействе, и знаете, что я жестоко преследовал церковь Божью и пытался уничтожить её. 14 В исповедании иудейской религии я был впереди многих сотоварищей-иудеев моего возраста, ибо я был весьма предан учению, переданному мне от моих предков. 15 И когда Он решил избрать меня ещё до того, как я родился, 16 то по благодати Своей призвал меня, чтобы открыть мне Сына Своего, чтобы я тотчас же начал благовествовать о Нём среди язычников. Я не стал советоваться ни с кем из людей 17 и не пошёл в Иерусалим к тем Апостолам, кто был до меня. Вместо этого я пошёл в Аравию, а затем вернулся в Дамаск. 18 Затем, три года спустя, я пошёл в Иерусалим, чтобы познакомиться с Петром, и оставался с ним около двух недель. 19 Но я не видел других Апостолов, только Иакова, брата Господа. 20 Клянусь перед Богом, что я не лгу. 21 Затем я отправился в Сирию и Киликию. 22 Но церквам в Иудее, которые во Христе, я не был лично известен. 23 Они только слышали, что люди говорят: "Человек, который раньше преследовал нас, теперь провозглашает веру, которую когда-то пытался искоренить". 24 И они восславили Бога за меня. 

Остальные Апостолы признают Павла 

-2- Потом, четырнадцать лет спустя, я снова пошёл в Иерусалим, сопровождаемый Варнавой, и взял с собой также Тита. 2 Я пошёл, ибо Бог открыл мне, что я должен идти. И я изложил им благую весть так, как я проповедую её среди язычников, но сделал это не всенародно, а только среди тех, кто уважаем, чтобы мой труд, прошлый и настоящий, не пропал зря. 3 Даже Титу, бывшему со мной, хотя он и грек, не пришлось подвергнуться обрезанию. 4 Мы должны были рассказать об этом, ибо некие лжесобратья тайно проникли к нам, чтобы подсматривать за нашей свободой, которую мы имеем во Христе Иисусе, с тем, чтобы поработить нас. 5 Но мы не поддались им, чтобы истина, воплощённая в благовестии, оставалась с вами. 6 Я ничего не получил от тех, о ком шла слава, что они - важные люди. (Кто бы ни были они - мне безразлично. Все люди равны перед Богом.) Во всяком случае, от тех, кто пользовался уважением, я ничего не почерпнул. 7 Наоборот, обо мне говорят, что мне было доверено нести благовествование язычникам, так же как Петру было доверено проповедовать благую весть иудеям. 8 Ибо Тот, Кто сделал Петра Апостолом иудеев, сделал меня Апостолом язычников. 9 Итак, признав благодать, оказанную мне Богом, Иаков, Пётр и Иоанн, которые пользовались признанием как пастыри церкви, пожали мне и Варнаве руки в знак товарищества и согласились, что мы должны отправиться проповедовать язычникам, а они иудеям. 10 Они просили только, чтобы мы не забывали нищих; я тоже горел желанием исполнять это. 

Павел доказывает неправоту Петра 

11 Однако когда Пётр пришёл в Антиохию, я открыто выступил против него, ибо он был неправ. 12 Ибо ещё до того как прибыло несколько посланцев Иакова, он ел вместе с язычниками, когда же они прибыли, отошёл от язычников и отделился от них, так как боялся тех, кто принадлежал к обрезанным, которые считали, что язычники должны подвергнуться обрезанию. 13 Остальные иудеи присоединились к нему в этом лицемерии до такой степени, что даже Варнаву их лицемерие ввело в заблуждение. 14 Когда я увидел, что они не ведут себя, как должно, в соответствии с евангельской истиной, то сказал Петру перед всеми: "Если ты, иудей, живёшь, как язычник, а не как иудей, то как же ты можешь принуждать язычников следовать обычаям иудеев?" 15 Мы - иудеи по рождению и не принадлежим к "грешникам-язычникам", 16 но, тем не менее, нам известно, что никто не будет оправдан перед Богом лишь потому, что соблюдает закон, а только, если уверует в Иисуса Христа, и потому мы доверились Иисусу Христу, с тем чтобы мы были оправданы перед Богом за веру в Христа, а не за соблюдение закона. 17 Но если от того, что мы стремимся оправдаться во Христе, мы будем объявлены грешниками, то разве это означает, что Христос способствует распространению греха? 18 Конечно, нет! Ибо, если я снова начну проповедовать то, от чего отрёкся, то стану нарушителем закона. 19 Ибо с помощью закона я "умер" для закона, чтобы жить для Бога. Я распят вместе с Христом, 20 так что сам я больше не живу, но Христос живёт во мне. Жизнью, что я живу сейчас во плоти, я обязан вере в Сына Божьего, Который возлюбил меня и предложил Себя в жертву вместо меня. 21 Я не отрекаюсь от дара Божьего, ибо, если благочестие достигается через закон, то Христос умер напрасно!

Вера приносит Божье благословение 

-3- О неразумные галаты! Кто-то околдовал вас, хотя на ваших глазах было объявлено о том, что Иисус Христос умер на кресте! 2 Я хочу узнать от вас только одно: получили ли вы Духа Святого благодаря соблюдению закона или же потому, что слушали благовестие и уверовали в него? 3 Неужели вы настолько неразумны, что жизнь, начатую с духом, вы теперь пытаетесь усовершенствовать человеческими усилиями? 4 Неужели всё то, что вы испытали, было напрасно? Я надеюсь, что это всё не было понапрасну! 5 Разве Бог, Который даровал вам Духа и Который творит среди вас чудеса, делает это потому, что вы соблюдаете закон, а не потому, что вы слушали благовествование и уверовали в него? 6 Как сказано в Писании об Аврааме: "Он верил в Бога и был оправдан этим". (Быт 15.6) 7 Значит, вы должны знать, что те, кто верует, - настоящие потомки Авраама. 8 Писание предсказало, что Бог оправдает язычников через их веру, и Аврааму было заранее объявлено через благовестие: "Все народы получат через тебя благодать". (Быт 12.3) 9 И таким образом все, кто веруют, благословенны вместе с Авраамом, который веровал. 10 Но все, кто полагается на соблюдение закона, - прокляты, ибо сказано в Писании: "Будь проклят всякий, кто не соблюдает всё, что записано в книге закона". (Втор 27.26) 11 Значит, ясно, что никто не будет праведен перед Богом через соблюдение закона, ибо "тот, кто через веру свою обратится к Господу, обретёт жизнь вечную". (Авв 2.4) 12 Закон же основан не на вере, но как сказано в Писании: "Кто соблюдает заповеди Божьи, будет жить согласно им". (Лев 18.5) 13 Христос освободил нас от проклятия, наложенного на нас законом, подставив Себя под проклятие вместо нас, ибо сказано в Писании: "Проклят всякий, повешенный на дереве". (Втор 21.23) 14 Христос освободил нас, чтобы благословение, данное Аврааму, было даровано и язычникам через Христа Иисуса, дабы мы верою обрели обещанный Дух. 

Закон и обещание 

15 Братья, я приведу вам пример из обыденной жизни. Никто не может отменить соглашение между людьми или добавить к нему что-то, после того как оно принято. 16 Обещания были даны Аврааму и его отпрыску. Не сказано "и его отпрыскам", как о множестве людей, но говорится как об одном человеке - "и отпрыску твоему", (Быт 12.7) кем и был Христос. 17 Вот что я имею в виду: закон, который появился спустя четыреста тридцать лет, не мог отменить договора, ранее принятого Богом, и таким образом отменить обещание. 18 Ибо, если бы наследие зависело от закона, то оно не было бы основано на обещании. Бог же даровал его Аврааму через Своё обещание. 19 Каково же тогда назначение закона? Он был добавлен из-за уклонений, пока не придёт этот Отпрыск, Кому было дано обещание. Закон был дарован через Ангелов с помощью посредника. 20 Посредник, однако, представляет не одну только сторону, Бог же - един.  Назначение закона Моисеева  21 Значит ли это, что закон противоречит обещанию Божьему? Конечно, нет! Ибо если был дарован закон, который мог принести людям жизнь, то праведность пришла бы от этого закона. 22 Но Писание объявило, что весь мир в плену у греха, так что то, что обещано на основании веры в Иисуса Христа, может быть даровано верующим. 23 Прежде чем пришла эта вера, мы находились под опекой закона и были пленниками до тех пор, пока не объявилась эта пришедшая вера. 24 Таким образом, закон был нашим строгим охранителем, который должен был привести нас к Христу, чтобы мы могли оправдаться на основании нашей веры. 25 Теперь же, когда эта вера пришла, мы больше не подчиняемся строгому охранителю. 26 Все вы - дети Божьи благодаря вере своей в Христа Иисуса, 27 ибо все вы, кто крещён был во Христе, облачились во Христа. 28 Нет разницы между иудеем и язычником, между рабом и свободным человеком, между мужчиной и женщиной, потому что все вы едины во Христе Иисусе. 29 Если вы принадлежите Христу, то вы - отпрыски Авраамовы и наследники в соответствии с обещанием.

О любви Павла к христианам-галатам 

-4- Вот что хочу сказать вам: до тех пор, пока наследник ещё ребёнок, он ничем не отличается от раба, хотя и владеет всем. 2 Он находится под охраной опекунов и домоправителей до времени, назначенного его отцом. 3 Так же и мы, пока были "детьми", были подчинены бесполезным законам этого мира. 4 Когда пришло исполнение времени, Бог послал нам Сына Своего, рождённого от женщины и жившего по закону, 5 с тем чтобы Он освободил тех, кто находится под властью закона, дабы Бог усыновил нас. 6 И так как вы - дети Его, Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, взывающего: "Абба! Отец!" (что по-арамейски значит "отец".) 7 Таким образом, не раб ты более, а сын. А если ты сын, то Бог сделал тебя и наследником. 8 В прошлом, когда не знали вы Бога, вы были рабами богов, которые и не боги на самом деле. 9 Но теперь вы знаете истинного Бога (или, вернее, вы стали известны Богу)! Почему же вы опять возвращаетесь к этим жалким, бесполезным законам, которым снова пытаетесь служить? 10 Вы соблюдаете особые дни, месяцы, времена года и годы. 11 Мне страшно за вас! Как будто весь мой труд на благо вам был напрасен. 12 Уподобьтесь мне. Ведь я же уподобился вам. Братья! Я умоляю вас не потому, что вы причинили мне какое зло. 13 Вы знаете, что когда я впервые пришёл к вам больной и стал благовествовать, 14 то несмотря на то, что моё состояние было испытанием для вас, вы не презрели меня и не отвергли. Наоборот, вы приветствовали меня, как Ангела Божьего, как если бы я был самим Христом Иисусом. 15 Так что же случилось с вашей радостью? Ибо сам я свидетель, что если бы вы могли, то вынули бы глаза свои и отдали их мне. 16 Неужели я сделался врагом вашим из-за того, что говорил вам правду? 17 Желающие, чтобы вы соблюдали закон, принимают в вас деятельное участие по недостойным причинам. Они пытаются увести вас от меня, чтобы привлечь к себе. 18 Всегда хорошо, когда кто-то в тебе принимает участие, но лишь с добрыми намерениями, а не только пока я нахожусь среди вас. 19 Дорогие дети мои! Ради вас я снова прохожу через муки рождения, пока вы не станете подобны Христу. 20 Я хотел бы быть среди вас сейчас и изменить свой голос, ибо не знаю, что делать с вами. 21 Скажите же мне: вы, кто хочет быть в повиновении закону, разве не слышите, что говорит закон? 22 Он гласит, что у Авраама было два сына, один от рабыни, а другой от свободной женщины. 23 Тот, кто был от рабыни, родился при обычных обстоятельствах, тот же, кто был от свободной женщины, родился в результате обещания, данного Богом. 24 Эти события имеют скрытое значение. Эти женщины олицетворяют собой два соглашения. Одно пришло с горы Синай, и от него-то и пошли люди, обречённые на рабство. Это соглашение олицетворяет собой Агарь. 25 Агарь воплощает собой гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, ибо она в рабстве вместе с детьми своими. 26 Тот же Иерусалим, что в небесах, - свободен. Небесный Иерусалим - мать наша. 27 Ибо сказано в Писании: "Радуйся, бесплодная, не знавшая деторождения. Разразись криками ликования, та, которая не знала мук родовых, ибо детей у отчаявшейся матери больше, чем у той, которая замужем". (Ис 54.1) 28 Вы же, братья, подобно Исааку - дети, родившиеся в результате обещания Бога. 29 Но как тогда родившийся при обычных обстоятельствах преследовал родившегося по воле Духа, так и теперь. 30 Что же сказано в Писании? "Отошлите прочь рабыню и сына её. Ибо сын рабыни не будет наследником наравне с сыном свободной женщины". (Быт 21.10) 31 А потому, братья, мы - не дети рабыни. Напротив, мы - дети свободной женщины.

Сохраняйте свою свободу 

-5- Христос освободил нас, чтобы мы жили свободными. 2 Слушайте! Я, Павел, говорю вам: если вы возвратитесь в лоно закона через обрезание, то не будет вам никакой пользы от Христа! Так оставайтесь же тверды и не взваливайте на себя вновь бремя рабства. 3 Ещё раз говорю всем тем, кто позволяет себе быть обрезанным, что они обязаны соблюдать весь закон. 4 Те из вас, кто пытается объявить себя праведниками через соблюдение закона, не имеют больше ничего общего с Христом. Теперь вы вне благодати Божьей. 5 Мы же, через веру свою, ревностно ожидаем оправдания перед Богом, на которое твердо надеемся благодаря Духу. 6 Ибо перед Иисусом Христом не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, а лишь вера, проявляемая в поступках, совершаемых по любви. 7 Вы так хорошо шли. Кто помешал вам следовать истине? 8 Доводы, уводя вас прочь от правды, исходят не от Призвавшего вас. 9 Немного дрожжей заставляет взойти целую опару теста. 10 И перед Господом я уверен в том, что вы не измените своих взглядов. Тот же, кто смущает вас, поплатится за это, кто бы он ни был. 11 Братья, если я всё ещё проповедую обрезание, как утверждают некоторые, то почему же меня и теперь преследуют? И если бы я всё ещё проповедовал обрезание, то мои проповеди о кресте перестали бы создавать трудности. 12 Я бы хотел, чтобы те, кто возмущает ваше спокойствие, не только подверглись обрезанию, но и вовсе были удалены! 13 Вы же, братья, были призваны Богом, чтобы жить свободными. Однако пусть свобода не станет для вас поводом удовлетворять свою греховную природу! Вместо того служите друг другу с любовью. 14 Ибо весь закон сводится к одному утверждению, которое гласит: "Возлюби ближнего, как самого себя". (Лев 19.18) 15 Если же вы будете по-прежнему вредить друг другу и наносить урон, то смотрите, как бы вы полностью не истребили друг друга! 

Дух и человеческая натура 

16 Но я говорю: пусть Дух укажет вам, как вести себя, и тогда вы не поддадитесь своей греховной природе. 17 Ибо то, чего желает наша греховная природа, противно Духу, а то, чего желает Дух, противно греховной природе. Это две противоположные вещи. И следовательно, вы не можете делать того, что хотели бы. 18 Но как ведомые Духом, вы неподвластны закону. 19 Поступки, объясняющиеся нашей греховной натурой, известны: прелюбодеяние и блуд, нечистота, грехи плоти, 20 идолопоклонство, колдовство, вражда, ссоры, зависть, злоба, распри, разногласия, противоречия, 21 ревность, пьянство, дикие оргии и тому подобные вещи. Относительно всего этого я предупреждаю вас, как предупреждал и раньше, что тем, кто занимается подобным, не будет места в Царстве Божьем. 22 Дух же порождает любовь, радость, мир, терпение, доброту, доверие, 23 кротость и воздержание. Нет закона против таких вещей. 24 Те, кто принадлежит Иисусу Христу, распяли свою греховную природу с её страстями и желаниями. 25 Так как дух - источник нашей новой жизни, давайте же будем следовать Духу. 26 Не будем самовлюблёнными, не будем подстрекать друг друга и завидовать друг другу.

Помогайте друг другу 

-6- Братья, если про кого-то откроется, что он повинен в каком грехе, то верните его на путь истинный, вы, кто возвышен духом, но делайте это по-доброму и следите за собой, чтобы не ввергнуться в искушение. 2 Помогайте друг другу нести своё бремя и так соблюдёте закон Христов. 3 Ибо кто думает, что важен, когда вовсе и неважен на самом деле, тот обманывает себя. 4 Каждый должен проверить своё поведение и тогда сможет гордиться своими достижениями, не сравнивая себя ни с кем другим. 5 Ибо каждый должен нести своё собственное бремя. 6 Кто изучает слово Божье, должен разделить всё доброе с наставником своим. 7 Не обманывайте себя: Бога нельзя обмануть. Ибо что посеешь, то и пожнёшь. 8 Кто посеет семя ради собственной греховной плоти, пожнёт от этой плоти разрушение. Тот же, кто посеет семя во имя Духа, пожнёт от Духа жизнь вечную. 9 Так не уставайте же творить добро, ибо мы пожнём нашу жатву во время должное, если не отступим. 10 Итак, раз есть у нас возможность, будем творить добро всем людям, а особенно братьям нашим по вере. 

Павел заканчивает своё послание 

11 Смотрите, какими крупными буквами пишу я вам это послание, пишу его своей рукой. 12 Все, кто хочет завоевать всеобщее одобрение, пытаются принудить вас к обрезанию, но лишь для того, чтобы их не преследовали за крест Христов. 13 Но даже те, кто проходит через обрезание, сами не соблюдают закона. Они понуждают вас к обрезанию, чтобы похваляться вами. 14 Я же не стану хвалиться ничем, кроме креста Господа нашего Иисуса Христа! На этом кресте был распят мой мир, и сам я был распят для мира. 15 Ибо ни обрезание, ни необрезание ничего не значат. Важно лишь, чтобы вы стали новым созданием Божьим. 16 С теми, кто следует этому правилу, да пребудет мир и милость, а также и со всеми людьми Божьими в Израиле. 17 И ещё: пусть никто больше не причиняет мне беспокойства, ибо ношу я на теле своём раны Христовы. 18 Благодать вам от Господа нашего, Иисуса Христа. Аминь.